Норвегия - все, что нужно знать путешествуя на мотоцикле и не только.


Тут я попытаюсь собрать весь тот опыт, мысли и ощущения, которые у меня возникли в процессе путешествия и, фактически, жизни в Норвегии на протяжении 2,5 недель. Пишу эти строки я уже в Гамбурге, на набережной Эльбы.

Дороги
Дороги в Норвегии просто прекрасные, качеству покрытия я бы поставил твёрдую пятерку. Ездить по Норвегии на мотоцикле одно наслаждение, извилистые серпантины, огромное количество туннелей по всей стране (думаю я проехал их пол сотни точно, один из которых на 25 км!), большое количество мостов. Там где нет всего вышеперечисленного - паромы, коих много. Короткие, которые идут 20-30 минут, ходят как маршрутки. На длинные, лучше покупать билеты и приезжать заранее. Очень много ремонта и строительства дорог, что причиняет временные неудобства в виде заканчивающегося покрытия и закрытых на час и более тоннелей. Заметно что страна вкладывает очень большие средства в стратегическое строительство. Много платных дорог, для машин и грузовиков. Для мотоциклов почти все бесплатные (кроме въездов в заповедники).


Вождение 
Езда в Норвегии скучная, очень. Вне города ограничение - 80 км в час, и, внимание, все так и ездят. Более того, если едет грузовик 65-70 - его никто обгонять не будет, так и тащатся за ним, собирая колонну. Обгонять конечно можно, полиции очень мало, но никто не нарушает, даже туристы. Оно и не мудрено, штраф за +15 км - 500 евро, +20 км - забирают права на год или два, не пропустил пешехода на переходе - 5 лет без прав. Я уверен, что с точки зрения безопасности дорожного движения - Норвегия одна из самых безопасных стран в мире, но как же это скучно и нудно... спасают только виды по сторонам. Прибыв на пароме в Данию и выехав сразу на магистраль с максималкой 130 км/ч я почувствовал себя непривычно и не комфортно, отвык, но потом испытал истинное счастье, как открыли шоры и отпустили тормоза. Это как выпускной, теперь можно пить с преподавателями и жить взрослой жизнью.


Язык
На английском говорят все, при чем на очень приличном уровне. Причина - как и в других странах северной Европы - фильмы не переводятся дубляжем, только субтитры. Так в Дании, Норвегии, Нидерландах, Бельгии (это где я знаю точно) и скорее всего в Швеции, Финляндии. Так что если вы знаете английский - вам не придётся переходить на язык жестов даже в глухой деревне. 

Погода
Классически непредсказуемая погода в горах - утром может светить солнце, а в обед лить ливень, а вечером опять солнце. Наверное самое некомфортно для путешественников - температура. Мой антирекорд на приборной панели - +6,5 в середине августа. Да и в среднем было где-то +12. Звучит не так страшно, когда надо проехать 50 км, но когда 2 тысячи и ещё под дождём... к мотопутешествию в Норвегию нужно подходить основательно, особенно к выбору одежды и кофр. Меня мотокомбез BMW спас от ветра и холода, а вот дождевик и купленные в Минске бахилы водозащитой похвастаться не могут (последние вообще прохудились в конце поездки) - мок я моментами нещадно, в Норвегию надо брать с собой что-то вроде ОЗК, полностью вотерпруф комбез. По кофрам - только пластик, текстиль с любыми дождевиками промокает насквозь, сам видел как итальянец из дождевых накидок выливал по литру воды. 

Люди
Мне попадались все больше приветливые, достаточно открытые, приятные в общении, при необходимости, готовые помочь люди. Например поднять мот с обочины и вытолкать на дорогу, или позвать погреться в машину мотоциклиста, даже если ты симпатичная девушка и на улице перед закрытым тоннелем уже темно. А учитывая что нормальных людей в мире не так много, Норвежцам за них большое спасибо.


Национальная кухня 
Ее нет, гурманам-любителям, вроде меня, там делать нечего. Подают в кафе и забегаловках что-то типа fish&chips, какие-то бургеры, все с картошкой фри и майонезным соусом, обильно приправленное растительным маслом (как у многих горных народов). Ожидаемых рыбных деликатесов нет и в супермаркетах среднего размера, вся рыба продаётся замороженная, цены на красную рыбу из морозилки соизмеримы украинским. Возможно в дорогих ресторанах ситуация лучше, но, учитывая средний чек в забегаловках у дороги - 35$, в рестораны я не ходил. 

Природа
Именно за ней каждый год едут в Норвегию толпы путешественников. Фьорды, морские заливы, которыми изрезана вся береговая линия гребня скандинавского полуострова. Говорят зимой в них заходят киты. Горы, от чёрных скалистых на севере, у побережья Баренцево моря, до зелёных и покрытых мхом как в Крыму, в центре и лесистые, как Карпаты, в сердце полуострова. Речки с абсолютно бирюзовой-ледниковой водой. Водопады везде. Если фото из моей поездки впечатлили, значит вам сюда. Я именно за этим и ехал.


Цены
Ну тут самое интересное, на закуску. Цены на все неадекватно высокие, я был к этому готов морально, но... чтобы не быть голословным приведу несколько примеров 
Хлеб - 3,5$ 90 грн 
Шоколад, большая плитка - 5$, 150 грн 
Яйца 18 шт - 5,5$, 165 грн
Отели - от 80-90$ мотели, от 100-110$ отели. (Но это при заказе за пару дней, заранее возможно дешевле) 
Бензин - 2-2,3$, 48-58 грн за литр (это в стране, которая добывает и перерабатывает нефть в большом количестве) 
Так что, отдых в Норвегии штука очень дорогая, и если бюджет лимитированный, лучше брать много продуктов с собой. В сухом остатке это оказалась самая дорогая страна из всех, в которых я был (это где-то 25-30 стран) 


Резюме 
Если вы устали от жизни в мегаполисе, от людей, хотите насладиться одиночеством и единением с природой - Норвегия страна для вас. При поездке стоит заранее продумать  как бюджет, так и маршрут, и, если на мотоцикле, экипировку, это очень важно! Шумных мегаполисов и тусовочный мест тут нет (может быть есть в Осло, до которого я не доехал) но за ними в Норвегию никто и не едет. Инфраструктура для такой большой и малонаселенной страны впечатляет, я провёл эксперимент и решил не снимать норвежских крон. В любом киоске, в любой высокогорной кафешке есть терминал. И главное, что надо помнить, поездка в Норвегию на мото, это не просто прогулка по благополучной Европе, а поездка в край с суровой погодой, в которой расстояние в 500 км покажется вам в два раза длиннее и фактически в два раза дольше, чем на континенте, а если в дождь, то и в 3. Поездкой и страной я остался очень доволен, послевкусие Норвегия оставляет очень приятное, сюда хочется вернуться, но пожалуй в другом формате и возможно не в одиночестве. Отвечая на главный опрос для себя, хотел бы я тут жить, хотя бы какое-то ощутимое время - 1-2 года, однозначно нет, не хотел бы. Слишком размеренный темп жизни, отсутствие какого бы то ни было движения и очень холодно для меня. Плюс то тут то там чувствуется социалистический уклон страны, что для меня, убежденного капиталиста и рыночника, не сильно по душе. 

В следующем посте я поделюсь своими успехами и фейлами по данной мотопоезде, расскажу некоторые трики, которые получилось применить и понять уже потом. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как получить права категории А (на мотоцикл) в Великобритании? (часть 1)

Шотладния. Долгая дорога вокруг острова: Йорк, Эдинбург