Как получить права категории А (на мотоцикл) в Великобритании? (часть 1)
Долго ли, коротко ли, наконец я сдал на права категории А (full motorcycle license) в Англии. В этом и следующем посте постараюсь детально рассказать про особенности ПДД, обучения и непосредственно сдачи в местном аналоге ГАИ - DVLA. Так же во второй части будет завершающая лирическое отступление, на которое сам процесс сдачи меня вдохновил.
Начнем с сухих фактов, а в самой статье пройдемся по ним очень подробно:
- Процедура - 4 (3.5 если быть точным) экзамена
- Продолжительность сдачи вместе со всем обучением у меня вышла 5 месяцев (много ездил по командировкам и путешествовал, поэтому были перерывы, но быстрее чем за 2 месяца сдать физически очень сложно, если вообще возможно)
- Цена - у меня вышла примерно 1250 фунтов с учетом двух пересдач (да, да, 4й экзамен я сдавал три раза). Примерно столько стоит очень свежий малокубатурный мотоцикл в UK или некро-600ка
Процедура получения прав состоит из 4х этапов (описана на оф сайте тут - https://www.gov.uk/ride-motorcycle-moped):
- Теоретический тест
- CBT - обязательный тренинг на базовые навыки
- Module 1 - off road - в смысле на площадке
- Module 2 - on road - езда по городу с инструктором
Перед началом сдачи
Владельцам украинских прав в Великобритании после переезда разрешено год ездить с ними без ограничений, они считаются International driver licence и с этим нет никаких проблем. Никаких проблем кроме страховки. Когда весной я уже выбрал себе мотоцикл и собирался ехать его смотреть, мой местный друг предложил проверить стоимость обязательной страховки на него. От полученных цифр я обомлел, при стоимости BMW F800GS Advanture возрастом пара лет в 8000 фунтов, базовая страховка 3rd party, что является аналогом ОСАГО или автогражданки, была 3000 фунтов в год (!!!!) с международными правами. С местными же опускалась до 500, что тоже не мало, но тут уже никуда не денешься. К слову сказать ездить без страховки тут совсем нельзя, за это будет наложен большой штраф (300-5000 фунтов), запись в твою учетную запись водителя, которая потом будет видна при дальнейшем страхования и поймать тебя могут камеры с распознаванием номерных знаков, у которых есть база данных незастрахованных автомобилей и мотоциклов. Детали тут - https://www.rac.co.uk/drive/advice/legal/driving-without-insurance/, детали про штрафы, штрафные балы и возможность конфискации мотоцикла тут - https://blog.policyexpert.co.uk/motoring-cars/penalties-for-driving-without-insurance/
После этого открытия и неготовности платить 3к фунтов ни за что, пришло понимание, что мотосезона в этом году у меня не будет и ничего не оставалось делать, кроме как срочно начинать готовится к сдаче на права.
Перед началом прохождения всего долгого пути, необходимо иметь provisional driving licence, удостоверение водителя ученика. Для его получения нужно заполнить форму на сайте и заплатить 34 фунта, в течении примерно двух недель тебе приходит на почту регистрационная форма, которую ты заполняешь и отправляешь обратно. Еще через 2 недели приходит карточка прав, которая является обязательной для сдачи первого экзамена.
Теоретический тест
Теоретический тест состоит из двух частей: тесты на теорию и тесты на реакцию возникновения опасности. В тесте на теорию 50 вопросов, порог прохождения 43 и более, в тесте на реакцию возникновения опасности будет показано 11 роликов, в каждом из которых ты клацаешь мышкой, когда замечаешь опасность на видео - возникают пешеходы, выезжает трактор с прилегающей дороги или выезжает припаркованная машина с табличкой L (ученик).
Процесс подготовки занял у меня примерно месяц, основными инструментами были мобильное приложение с тестами, теорией, Highway code (книжка правил ПДД) и ролики с реакцией на опасности. В App Store таких приложений куча, все они платные, но стоят немного, порядка 5 фунтов. Есть как официальное приложение, так и не официальное, я учился по неофициальному и сдал с первого раза. Основной способ подготовится у меня был практическое прохождение тестов (Highway code я не читал, каюсь). Британские ПДД сильно отличаются от украинских, из основных отличий - левостороннее движение, расстояние в миля и футах, разметка, скоростной режим, принцип прохождения перекрестков кругового движения, парковка и тд (этот список может быть долгим, поговорим об этом отдельно). Из не то чтобы трудностей, но скорее обязательным участком кривой обучения, было запоминание английских слов, связанных с управлением, обслуживанием автомобиля/мотоцикла и описания ситуаций на дороге. Кстати теоретические экзамены на мотоцикл и на машину разные, когда буду сдавать на категорию Б мне его опять придется проходить, не смотря на то, что содержание процентов на 70 совпадает.
Как результат теорию я сдал с первого раза после месяца обучения, набрав 46 правильных ответов из 50. Стоимость самого экзамена - 23 фунта.
CBT - Compulsory basic training
Хотя везде и пишут что это тренинг, а не экзамен, после его прохождения, тебе выдают сертификат, который действителен 2 года. Если студент показал недостаточные навыки владением мотоциклом или мопедом, мотошкола может не выдать сертификат и отправить на повторный тренинг. CBT является обязательным этапом при получении прав категории А и сам по себе достаточно забавное занятием для людей, которые уже много лет ездят на двухколесном транспорте. Тренинг занимает полный день (фактически часов 5, но имеется в виду полный рабочий день), состоит из нескольких этапов: интструктаж, базовые фигуры на площадке, проверка знаний дорожных знаков и выезд в город группой 3 человека - инструктор и два студента. Из полезного - во время выезда в город тебе выдают intercom радионаушник, в который инструктор дает тебе команды. Полезно это по причине того, что принцип подготовки к практике Module 1 и Module 2 и сам экзамен Module 2 сдается таким же образом, ты начинаешь к этому привыкать. А привыкать есть к чему, качество радио бывает достаточно низким, на дороге может быть шумно, а акцент инструктора или экзаменатора крайне непонятным, ну а реагировать нужно само собой моментально. Разрешенный транспорт для прохождения CBT это либо мотоцикл до 125 кубов (у меня была древняя, ржавеющая Honda CB 125) либо мопед той же кубатуры. CBT и всю практическую часть я проходил вот у тих ребят - https://1stopinstruction.com/, очень адекватные, профессиональные инструктора, лучшие цены и удобно добираться из Лондона. Стоимость тренинга 110 фунтов.
Для чего же вообще нужен этот CBT, кроме как промежуточное звено в получении прав управления мотоциклом?
После прохождения CBT ты легально можешь управлять любой мототехникой, объем двигателя которой не превышает 125 кубиков, при наличии табличек или наклеек L спереди и сзади. CBT сдается каждые 2 года. Именно поэтому по всему Лондону очень много водителей мопедов ездят аки гонщики, но при этом с табличками ученик.
Для чего же вообще нужен этот CBT, кроме как промежуточное звено в получении прав управления мотоциклом?
После прохождения CBT ты легально можешь управлять любой мототехникой, объем двигателя которой не превышает 125 кубиков, при наличии табличек или наклеек L спереди и сзади. CBT сдается каждые 2 года. Именно поэтому по всему Лондону очень много водителей мопедов ездят аки гонщики, но при этом с табличками ученик.
Module 1 - off road
Если первые два этапа можно назвать прелюдией и больше формальностью при наличии опыта вождения мотоцикла, то два практических теста вызывали разного рода непроизвольные панические атаки, тремор и нервный тик в той или иной степени у всех, с кем я беседовал по этому поводу. Мотошкола, в которой учился, не рекомендует сдавать полный тест на категорию А если у тебя нет опыта вождения хотя бы малокубатурной двухколесной техники.
Способ обучения обычно сводится к прохождению CBT, покупке малокубатурки и пары лет оттачивания мастерства на дорогах, после чего сдается полный тест. Реже приходит народ после многих лет вождения машины и тренировок на площадке где-нибудь в безлюдном месте со своим другом, у которого есть мотоцикл. Ну или мой случай, когда необходимо сдать на местные права. Четвертого не дано, как минимум я не встречал людей, которые без длительного практического опыта приходили и сдавали экзамены.
Подготовка к практическим тестам покупается пакетом, в который входит трехдневный курс по принципу все включено:
- 1 день - тренировка на площадке и в городе, подготовка к сдаче первого модуля
- 2 день - при нормальных результатах на площадке в первый день, больше времени посвящается езде по городу, в конце первого дня сдается первый модуль
- 3 день - при условии сдачи первого модуля назначается сдача второго модуля, минимум через 2 недели
Стоимость 650 фунтов.
Первый модуль из себя представляет 11 фигур на площадке, основные из которых:
- Тест на дурака - развернуть мотоцикл стоя рядом с ним и толкая руками
- Змейка и восьмерка, при чем конусы стоят в 4х метрах друг от друга
- Медленное движение на скорости до 5 км/ч
- Разворот
- Экстренное торможение
- Уклонение от препятствия
Полная картинка:
Типичные ошибки при сдаче первого модуля:
- Постановка ноги на землю при любом из движений, особенно при развороте
- Сбивание любого из конусов на площадке
- Недостаточное усилие при экстренном торможении
Стоит так же заметить что у инструктора есть радар, которым он отмеряет скорость, необходимую при экстренном торможении и уклонении, если экзаменуемый не достигает этой скорости, экзаменатор просит повторить попытку, но не считает это ошибкой.
Сдал тест без особых проблем, больше волновавшись на фоне общей тихой панике, стоящей в тестовом центре.
Продолжение следует. В части второй расскажу про основные отличия ПДД и боль и мучения Module 2.
Комментарии
Отправить комментарий